Кино и Москва бульвары (1 часть) 

КИНО И МОСКВА. БУЛЬВАРЫ (1 часть) 

Рождественский бульвар. 

Вспомним советский детектив «Петровка, 38», снятый в конце 1970-х. В сцене погони за преступником «засветились» несколько домов, полностью сохранившихся до наших дней и даже похорошевших после реставрации. По сюжету фильма, выскочивший из квартиры бандит подбегает к машине, выбрасывает водителя, пытаясь убежать от преследовавших его работников милиции. Быстро проскочив через Пушкинскую площадь и Страстной бульвар, машина оказывается на Рождественском бульваре и, не доехав до Сретенки, разворачивается и едет в обратную строну, к Трубной. 

Сначала машина несется мимо дома № 21. Маленький особнячок, к которому примыкает многоэтажный дом. Оба здания – бывшее владение банкиров Джамгаровых (доходный дом и особняк, в котором проводились благотворительные обеды)

Иван, Афанасий, Александр, Николай и Исаак Джамгаровы, купцы первой гильдии, были совладельцами банкирского дома «Джамгаровы Бр.», одного из крупнейшх в Российской империи.Офисы банка находились в Москве и Санкт-Петербурге. Главная контора – на Кузнецком мосту, как его называли святилище роскоши и моды. Также было отделение на Ильинке, рядом с Московской биржей. В 1899 году Банкирский дом Джамгаровых купил торговое здание чаеторговца К.С. Попова и устроил там центральную контору банка. Также в «Пассаже Джамгаровых» работала кондитерская и кофейня товарищества «Сиу и Ко» (в советское время оно станет именоваться фабрикой «Большевик». 

Джамгаровы были известны своей благотворительностью, а также дачным поселком Джамгаровка, который они фактически создали с нуля на Лосинном острове. Там была своя телефонная станция, водопровод, гимназии, земская и частная начальные школы, аптеки, галантереи, пекарни, чайные, пивная, трактир, публичная библиотека, кинематограф, летний театр, отделение почты, лечебница. И даже приют для престарелых женщин медицинского звания. Стараниями Джамгаровых в поселке были построены храмы, через железную дорогу был переброшен пешеходный мост. Они же организовали издание ежемесячной газеты «Лосиноостровские вести». 

В 1902 году Москву потрясло известие: на паперти армянской Крестовоздвиженской церкви среди бела дня убит кинжалом Исаак Джамгаров. Не буду сейчас вдаваться в подробности. Скажу лишь, что убийцей оказался некий армянин, член партии меньшевиков, он отомстил банкиру за то, что тот оказался жертвовать деньги на нужды партии. 

Чутье Джамгаровых не подвело, и 1 октября 1917 года, за 24 дня до октябрьской революции, братья в спешном порядке продали банкирский дом и всю недвижимость и перевели все деньги в Европу. На этом следы Джамгаровых обрываются. 

Дома на Рождественском для Джамгаровых были построены в 1913 году архитектором Никитой Лазаревым, потомком известного армянского рода Лазарева. До революции архитектор был успешным застройщиком, строил для купцов, проектировал собственные доходные дома. После 1917 года Лазарев потерял своё дело. Однако, по свидетельствам мемуаристов, оставался вполне обеспеченным (по советским меркам) человеком до самой смерти. Сын Никиты Лазарева – Виктор Лазрев стал известным искусствоведом. 

А мы движемся вслед з убегающим автомобилем. 

Далее возникает особняк с колоннами. Дом № 13, стр 1 и стр 2.Усадьба Логофит. 

Оба здания одинаковы. На уровне второго этажа четырехколонные тосканские портики. Построены в 1820-х гг. в стиле упрощённого ампира. Такие дома – пример массовой застройки послепожарной Москвы. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными.

 Усадьбой в разное время владели майорша Пелагея Петровна Лагофит и ее потомки.Не все владельцы зданий жили в нем, некоторые сдавали помещения под меблированные комнаты, под конторы и магазинчики. В 1982 году оба здания за ветхостью разобрали и заменили копиями, воссоздав фасады исторических построек. Произойдет это через несколько лет после съемок фильма. 

Далее видим два примыкающих друг к другу дома, напротив которых можно наблюдать каскадерские «скачки», «прыжки» и «приземления» автомобиля «Волга». В кадре дом с аркой, выступающими эркерами и невзрачная многоэтажка, похожая на «хрущевку». 

Доходный дом княгини Бебутовой. 

Построен в 1909 году по проекту архитектора Густава Гельриха, крупного мастера московского модерна. На фотографиях можно увидеть, как дом выглядит сейчас. Стиль позднего, но очень приятного глазу модерна. Волнообразный карниз-козырек гармонично смотрится с декором отделки верхних этажей, покрытых декоративной плиткой. Центральный эркер украсили лепные скульптуры юноши и девушки, держащих в руках венки Славы. Изящные решетки балконов, протянувшихся вдоль второго уровня здания. 

Первыми владельцами доходного дома были статский советник Владимир Григорьевич Бебутов, его жена Розалия Борисовна и их четверо детей.Всё семейство до 1919 года занималось благотворительность, в том числе реставрацией монастырей и прочих архитектурных сооружений. Бебутовы – представители грузинского княжеского рода армянского происхождения. Примерно до 1904 года жили в Тифлисе, потом перебрались в Москву. 

Среди именитых жителей дома Бебутовых можно отметить философа-мистика, композитора и путешественника Георгия Гурджиева. Какое-то время в доме находилась и мастерская Сергея Меркурова,русского и советского скульптора-монументалиста, директора ГМИИ имени Пушкина, который приходился двоюродным братом Гурджиеву. 

Кстати, совсем недалеко, в том месте, где Трубная площадь примыкает к Цветному бульвару, когда-то стояли два монумента работы Меркурова: памятник Достоевскому и скульптура Мысль. Они были установлены, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, выдвинутому в 1918 году. Правительство утвердило список исторических деятелей, фигуры которых надлежало установить на улицах городов молодой республики. А у Меркурова на тот момент в мастерской уже стояли две статуи из списка: Достоевский и Лев Толстой, выполненные еще в 1912-1914 годах. Когда члены комиссии пришла осмотреть монументы, им приглянулась и «Мысль». В итоге Достоевский и «Мысль» встали в районе Трубной, Лев Толстой – в сквере Девичьего поля. Позже Достоевский переехал во двор Мариинской больницы, где расположен мемориальный музей писателя, а Мысль – на Новодевичье кладбище, на могилу Меркурова. Но это совсем другие истории… 

Невзрачный жилой дом построен в 1934 году для работников НКВД. Автор проекта – Лазарь Чериковер, основоположник идей физиологического минимализма, впоследствии ставшей основой при строительстве хрущёвок. Это не единственный в Москве ведомственный дом авторства Чериковера. Но, пожалуй, самый известный объект архитектора – стадион «Динамо». 

В этом доме жил советский разведчик Лев Василевский(псевдоним — Тарасов), который был резидентом в Париже, Мексике, Турции, участвовал в различных операциях. С 1954 года Василевский занимался литературной деятельностью и переводами. Например, совместно с другим своим коллегой перевел на русский язык книгу Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Бланда». 

Казалось бы, пара минут экранной погони. Но сколько интересного можно вспомнить, увидев фасады исторических зданий…