Кино и Москва бульвары (2 часть)

КИНО И МОСКВА. БУЛЬВАРЫ 2 (часть)

Московские бульвары не раз становились «героями» фильмов. Они появлялись на экранах крупным планом или мельком, мысленно унося зрителя в ту самую старую Москву, которая у каждого своя. Иногда бульвар легко узнаваем, иногда приходится догадываться, различая силуэты домов и узнавая характерные черты… 

 Дом № 11 по Страстному бульвару «засветился» в фильме «Подкидыш». Помните, как мальчик в поисках пропавшей Наташки носится со своей собакой-ищейкой, пугая детей и их нянек. Где-то недалеко сидит на лавочке героиня Рины Зеленой, болтает с подружкой. Потом в отделении милиции она будет восклицать: «…если бы она мне платья порвала, я бы ее сама на куски порвала…Поганая она, ваша собака».

На фотографии особняк еле различим за детской площадкой и пышной листвой. Символично, что сама актриса в 1930-х годах в реальной жизни неоднократно посещала дом № 11 на Страстном бульваре… 

Дом № 11, состоящий из нескольких корпусов, известен как особняк почетного гражданина Сергея Ивановича Елагина. С виду неказистое владение занимает южную часть городской усадьбы XIX века. Почти полностью сохранились все основные элементы застройки: главный дом (стр 1), флигель (стр 2), каменная ограда с воротами. 

Дом Елагина построен в стиле неогрек, который вошел в моду в Москве конца 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн. Неогрек, своего рода возврат к классическим греческим образцам, считался достаточно богатым и затратным стилем. Его особенность – асимметрия. Жилища планировались, исходя из особенностей участков и потребностей хозяев. Например, парадный вход в частный дом располагают не в центре фасада, а смещают в сторону, стильный портик - на боковую стену, обращённую во двор. 

Когда-то особняк Елагина занимал доминирующее положение между бульваром и несуществующим ныне проездом. Именно этим объясняются его Г-образная конфигурация и наличие двух разных фасадов. Южный обращен к Страстному бульвару. Восточный, с портиком из шести пилястр, – к Каретному ряду. 

Главное здание построено в конце 1890-х годов архитектором Александром Драницыным. В 1910 году по проекту Осипа Шишковского, к дому были пристроены два каменных здания, в одном из них располагался зимний сад. В 1911 году владение уже принадлежало инженеру Березину, который приобрел часть парка соседнего владения. 

В 1920-х годах в доме Елагина размещалось журнально-газетное объединение (Жургаз), объединявшее 34 журнала и газеты. Здесь же находилась редакция журнала «Огонек», главным редактором которого был Михаил Кольцов. В теплое время года в садик Жургаза переезжал из Старопименовского переулка ресторан «Клуба театральных работников». В ресторане можно было насладиться не только превосходной кухней, но и игрой знаменитого джаз-оркестра Александра Цфасмана. Но простым смертным эти радости были недоступны. В ресторан пускали только по специальным пропускам, преимущественно представителей столичного интеллектуального бомонда. Актеров, писателей, режиссеров, журналистов. 

«Вот тут мы и сидели все вместе, все разные – Пыжова, Гарин, Довженко, Ганф. А Ильинский сидел рядом и ел, например, раков, орудуя специальной ложечкой, как виртуоз, по всем правилам (были такие правила и специалисты, я никогда не могла постичь этой науки)…», -- писала в своих воспоминаниях Рина Зеленая. 

По одной из версий, Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» при описании ресторана Дома Грибоедова, отразил черты именно ресторана «Клуба театральных работников». Сам писатель не раз бывал и в самом «Жургазе», и в летнем ресторане. В образе Арчибальда Арчибальдовича, директора Грибоедова, современники угадывали Якова Розенталя, директора ресторана «Клуба театральных работников». 

Существует версия, что Булгаков срисовал образ поэта Двубратского с Михаила Кольцова. Происхождение фамилии персонажа объясняется тем, что у Михаила Кольцова был младший брат Борис Ефимов (художник, график, мастер политической карикатуры). Впрочем, это лишь версия, и в качестве прообразов Двубратского называют Илью Ильфа и даже Лазаря Кагановича… 

В 1938 году Михаила Кольцова арестовали, Жургаз расформировали, а «Огонек» стало издавать издательство «Правда». 

Дом № 11 на Страсном бульваре уникален. Ведь сложившиеся в 1900-х годах границы владения и структура застройки дошли до нас практически без изменений. Зимний сад и некоторые пристройки утрачены, но главный дом сохранил не только фасады и ограду, но и подлинные интерьеры – двери, плафоны, печи.