Михаил Яншин

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯНШИН

Актерская судьба Михаила Яншина, без преувеличения, успешна. Были в его творческой биографии роли в театре и в кино, режиссерские работы. Его голосом говорят персонажи десятков советских мультфильмов. А вот в личной жизни актера все сложилось не так просто и далеко не сразу. 

Родился Михаил Михайлович Яншин 20 октября (2 ноября по новому стилю) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. Отец – банковский служащий, мама – домохозяйка. Со временем семья переехала в Москву. 

Яншины часто покупали абонемент в театр, сын на спектакли ходил с ними. Ярчайшим впечатлением детства, как артист признавался потом, была игра Ивана Москвина в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Мальчика поразили его мягкость и внутренняя чистота. 

В 7 лет поступил в Ольховское училище, затем - в 1916 году - в московское Комиссаровское техническое. Вместе с Михаилом учился Владимир Баталов (отец знаменитого советского актера Алексея Баталова), сыгравший важную роль в жизни Яншина. 

Именно он, следуя за собственной мечтой, уговорил товарища подать документы в школу Второй студии МХАТ. В 1922 году конкурс в студию был 1000 человек на место. И Яншин поступил. А уже через два года зачислен в труппу МХАТа. 

Худощавый молодой человек со смеющимся лицом притягивал внимание собеседников пронзительным взглядом умных глаз. В 1924 году Михаил впервые вышел на сцену МХАТа во второстепенной роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович». 

Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Он играл 19-летнего Лариосика, который приехал из Житомира к Турбиным. 5 октября 1926 года состоялась премьера. В молодости все имеет значение. 

Во МХАТе Яншин сыграл более 50 разноплановых ролей. Артист от Бога, он умел перевоплощаться и целиком отдаваться образу. Менялся весь его облик и внутреннее состояние. Если нужно было сыграть старика, он тут же становился стариком. 

5 лет репетировал спектакль Булгакова «Мольер», который ставил Станиславский, а выпускал Немирович-Данченко. Сыграли 7 раз. В газете «Правда» появилась статья, уничтожавшая Булгакова и спектакль. Как стало известно позднее, она была напечатана по личному указанию Сталина. 

Оставаясь верным МХАТу, Яншин сотрудничал и с другими театрами. Ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной Армии, Театре сатиры. 5 лет был худруком Московского театра Центрального Комитета Профсоюза рабочих Мебельной и Музыкальной промышленности СССР. 

В 1937 году Яншина назначили главным режиссером театра «Ромэн». 4 года работал в цыганском театре с артистами, которые приходили прямиком из табора. Зачастую это были малограмотные или неграмотные люди. Они приносили песни и танцы. Яншин вспоминал, что в них было много искреннего и целомудренного, настоящего, которое теряется в сценических вариантах. 

В 1969 году Яншин сыграл в спектакле «Нахлебник» Василия Семеновича Кузовкина. Роль была сложная, но ему удалось представить ее триумфально. 

В 1950 году Михаил Яншин стал главным режиссером театра имени Станиславского. Здесь он трудился 13 лет, при этом никуда не уходя из МХАТа. Здесь поставил «Грибоедова», «Чайку», «Бесприданницу» и другие спектакли. Работая в театре Станиславского, Яншин открыл актера Евгения Леонова. Он разглядел в стеснительном юноше будущего любимца публики. Леонов, как и учитель, дебютировал в роли Лариосика. 

Яншин, один из немногих корифеев театра, принял и поддержал прогрессивные изменения, которые принес во МХАТ новый руководитель Олег Ефремов. 

Фильмография актера почти такая же обширная, как и количество ролей в театре, а если отнести сюда и мультфильмы, в которых он озвучивал персонажей, то гораздо больше. 

В 1928 году Михаил Яншин снялся в первом фильме «Каторга» в роли телеграфиста. После этого появились: «Ревизор», «Последний табор», «Свадьба», «Двенадцатая ночь», «Большая перемена». В 1937 году Яншин получил орден «Знак почета». 

Во время войны снялся в двух фильмах: «Первая Конная» и «Боевой киносборник №7». После войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Одной из ярких называют критики роль попечителя богоугодных заведений Земляникина в фильме «Ревизор» 1952 года. 

Через 14 лет после первого успеха в спектакле «Дни Турбиных» Яншин сыграл в комедии нравов «Школа злословия». Фильм представляет собой сатиру на английское общество 18 века. В 1970 году Михаил Михайлович снялся в первом детском фильме «Как мы искали Тишку». 

Отдельной строкой в творчестве Михаила Яншина идет работа с «Союзмультфильмом». Артист приложил руку к озвучке мультфильмов, счет которым идет на десятки. Советским детям хорошо знаком его голос, ведь он озвучивал крота в мультфильме «Дюймовочка», царя в «Вовка в Тридевятом царстве», быка в «Козленке, который считал до десяти» и многих других любимых персонажей. 

В 1960 году на экраны вышел цветной музыкальный фильм-сказка «Морозко». Михаила Яншина пригласили озвучить старичка-боровичка, которого играла Галина Борисова. 

Последний кино-спектакль – «Соло для часов с боем» (О. Заградника). Прочтя пьесу впервые, Яншин увидел в ней потенциал. Спектакль и фильм имели успех. За эту работу артиста удостоили Государственной премии. 

Личная жизнь актера напрямую связана с театром. В момент первого успеха Михаилу Яншину было 24 года. Вместе со славой пришла любовь. Его избранницей стала самая красивая студентка МХАТа, дочь актера немого кино Витольда Полонского – Вероника. По фото того времени и сегодня понятно, чем привлекла девушка внимание молодого артиста. 

На тот момент Веронике было 18 лет. Молодые люди венчались в церкви. Шафером у молодоженов был Михаил Булгаков. А спустя 3 года Вероника Полонская влюбилась во Владимира Маяковского. Именно она была с ним в то утро, когда поэт выпустил пулю в сердце. О романе жены Яншин узнал из газеты. Конечно, брак, как союз любящих людей, перестал существовать. Официальный развод оформили в 1933 году. 

Спустя год Яншин женился во второй раз. В прошлом женщина известна в Москве как первая актриса цыганского театра. Фильм «Последний табор» принес ей всенародную славу. 

Этот брак тоже распался. Артистка влюбилась в мхатовского актера Николая Хмелева. В 1942 году Яншин и Киселева (Ляля Черная) развелись. Что примечательно, Михаил Михайлович сохранил с бывшей женой дружеские отношения и даже стал крестным ее сына, рожденного в браке с Хмелевым. 

Яншин по-настоящему любил Лялю. После смерти Хмелева помогал ей в работе и даже вернул в репертуар спектакли с ее участием. Спустя какое-то время бывшие супруги попытались восстановить отношения, но ничего не вышло. 

Работая в театре Станиславского, Яншин поставил спектакль «Чайка», в котором Машу сыграла его будущая третья жена Нонна Мейер. Этот брак дал артисту покой и необходимую заботу. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, супруги были по-настоящему счастливы. 

Смерть наступила 17 июля 1976 года. Похоронили его с почестями на Новодевичьем кладбище. Могила актера расположена на участке N7.